Вопрос о том, какие преимущества предоставляет регистрация товарного знака — один из самых частых вопросов предпринимателей, впервые планирующих зарегистрировать свой товарный знак. Проблема в том, что, по данным социологических опросов, более 57% российских предпринимателей вообще не знают, зачем нужен товарный знак. Эта печальная статистика означает, что более половины российских бизнесов не смогут воспользоваться правами, предоставляемыми наличием товарного знака, и не будут иметь возможности, например:
- заблокировать сайт-клон и снять объявления конкурентов в контекстной рекламе
- убрать с полок магазинов и онлайн-витрин одноименные товары-подделки
- запретить ввоз контрафакта на таможне.
Задумываясь о том, как назвать свое дело, предприниматели также часто пренебрегают необходимостью проверить уникальность придуманного ими названия. А придумать что-то новое в ситуации, когда на территории России уже зарегистрировано порядка 770 000 товарных знаков — совсем не так просто.
Как результат, молодой бизнес может по недоразумению начаться с использования названия, тождественного товарному знака другого лица. Вскоре за этим последует претензия от законного владельца товарного знака с требованием о прекращении незаконного использования товарного знака и выплате компенсации. Начинающая компания потеряет и название, и первые вложения в его раскрутку.
Товарный знак — — это не просто обозначение, служащее для индивидуализации ваших товаров или услуг. Это своего рода «административная таблетка» от многих проблем, которые без товарного знака придется решать в судебном порядке.
Другой распространенный пример недобросовестного использования товарного знака — но уже вполне осознанного — связан с копированием вашего бренда другим лицом. Итак, вы запустили свой проект, наняли дизайнера, разработали запоминающийся логотип, даже подготовили бренд-бук и отпечатали визитки. Компания активно использует свою уникальную айдентику и продвигает бренд, но до регистрации в Роспатенте никак не доходят руки.
Время на совершение всех скучных юридических действий по регистрации товарных знаков обычно находится у профессионалов другого рода — компаний, которые регистрируют товарные знаки для последующей их перепродажи заинтересованным лицам (всем тем, кто своевременно такой регистрацией не озаботился). Еще оно может появиться у ваших бывших партнеров (дилеров, дистрибьюторов и т.д.), заинтересованных в том, чтобы продолжать пользоваться вашей репутацией для продвижения на рынке своих товаров или услуг — правда, уже после разрыва всяких отношений с вами.
Во всех перечисленных ситуациях, потенциально, вы сможете отстоять свою правоту в суде. Вопрос лишь в том, что предпочтете вы как владелец бизнеса:
- своевременно зарегистрировать товарный знак, заплатив за это порядка 60-70 тыс. руб.
- или подождать возможности как следует потратиться на ведение нескольких судебных процессов с заведомо непредсказуемым результатом.
Оставляя этот вопрос к размышлению внимательного читателя, закончим тем, что товарный знак — это не только инструмент борьбы с недобросовестной конкуренцией. Помимо защиты ваших интересов, со временем товарный знак становится и немаловажным нематериальным активом вашей компании. Товарный знак, как и любое имущество компании, можно оценить, продать или передать во временное пользование (по лицензионному договору) на определенное время и за определенное вознаграждение.